При подготовке к сделке с сельской недвижимостью следует уточнить, не находится ли приобретаемый объект в заповедной зоне. Это может быть экологический заповедник, природоохранная зона, зона охраны лесов, заказник, ландшафтный заповедник. Существуют законы, ограничивающие пользование землей на таких территориях, включая реализацию планов застройки, ведение сельскохозяйственных работ, охоту, а иногда даже подход или подъезд к индивидуальным участкам. Прояснить правовой статус недвижимости поможет запрос установленной формы, направляемый в соответствующее региональное министерство охраны окружающей среды или в иные компетентные органы.
Если земельные участки расположены на берегу моря, требования к застройке необходимо изучать в контексте испанского Закона о побережье 1988 г. Этот закон призван обеспечить планомерную застройку прибрежных территорий протяженностью 7880 км, объявленных государственной собственностью. Сегодня здесь проживает почти 40% населения страны, но фактическая плотность застройки еще выше, поскольку этот показатель не учитывает использование недвижимости в туристических целях. Критический объем застройки побережья подтверждается тем фактом, что за последние шесть лет он повысился на 22% (без учета Канарских островов); это четверть всех строений, построенных здесь за 2000 лет. По Закону о побережье земли у берега моря разделяются на несколько охранных зон, включая национальную морскую зону, защитную зону и так называемую зону влияния. В пределах таких зон допускаются разные виды застройки. В настоящее время в государственной защитной зоне, расположенной в пределах 100 м от кромки воды при приливе, жилищное строительство (включая строительство гостиниц) запрещено. Однако можно получить специальное разрешение, а определенные территории, выделенные под застройку до вступления в силу Закона о побережье, сохраняют свой статус до сих пор. То же касается зданий, которые были на законных основаниях возведены в охраняемой прибрежной зоне до введения закона: их владельцев лишили права собственности, но предоставили право пользоваться зданиями на протяжении 30 лет. В 2018 г. этот срок истекает, но может быть продлен еще на 30 лет. Сложившаяся ситуация требует оперативного пересмотра существующих норм, поскольку муниципалитеты продолжают выдавать отдельные разрешения, не соответствующие Закону о побережье. Необходимо особо упомянуть стремление испанских политиков и чиновников «спасти» приморские территории, т. е. применять требования Закона о побережье более последовательно, чем раньше. Это намерение вызвало споры о целесообразности закона и о единообразии его применения.
С момента принятия стандартов по утилизации отходов основной проблемой п сфере экологического права стала ответственность за остаточное экологическое загрязнение. Статья 27 испанского Закона об отходах устанавливает ответственность виновника (причинителя) и субсидиарную ответственность всех владельцев за загрязнение и санацию земельного участка, обязывая владельцев и собственников недвижимости утилизировать отходы на свой территории. Местные власти вправе принимать меры непосредственно против любого ответственного лица, не исполняющего данные обязательства. Важно отметить, что владельцы или собственники загрязненных участков обязаны устранить остаточное экологическое загрязнение и в том случае, если оно возникло до принятия экологических стандартов, например, регулирующих отвод сточных вод, загрязненных вредными веществами. Если власти фиксируют наличие загрязнения, они могут инициировать внесение соответствующей записи в Реестр прав собственности, и обременение непосредственно повлияет на стоимость участка.
Если объекты недвижимости включены в список зданий, представляющих историческую ценность, их нельзя перестраивать или сносить. С другой стороны, собственникам таких зданий предоставляются налоговые льготы, включая освобождение от уплаты налога на имущество или на недвижимость (в отношении соответствующих зданий).
Ознакомившись с данными Реестра прав собственности, потенциальный покупатель недвижимости должен потребовать от продавца предъявить как минимум копию последней квитанции об уплате налога на недвижимость, текущую выписку из земельного кадастра, копию зарегистрированного нотариально заверенного документа о передаче правового титула, а также, если необходимо, справку от товарищества собственников жилья об отсутствии задолженности по текущим платежам. Помимо этого, покупателю следует настоять на том, чтобы продавец передал ему так называемое разрешение на проживание (как в только что построенном, так и в уже использовавшемся здании) — оно потребуется для регистрации подключения к электрической, газовой и водопроводной сети.